Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?
Версия сайта для слабовидящих
Меню сайта

Полезные ссылки
  • Управление образования г.Волгодонска
  • Волгодонская городская Дума
  • Администрация г.Волгодонска
  • ГАУ ДПО РО ИРО
  • РОЦОИСО
  • Министерство общего и профессионального образования Ростовской области
  • Министерство науки и высшего образования Российской Федерации
  • Министерство просвещения Российской Федерации
  • Рособрнадзор















  • Официальный интернет-портал правовой информации













    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0




    Общие положения деятельности педагога-психолога в МОУ СОШ №7

    Психологическая служба образовательного учреждения в своей деятельности руководствуется международными актами в области защиты прав детей, Законом Российской Федерации «Об образовании», федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, решениями соответствующих органов управления образованием, Положением о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации (Приложение к приказу Министерства образования Российской Федерации от 22.10.99 г. № 636),  приказом МО РФ от 09.07.1998 №1880 «О целевой комплексной программе «Психолого-педагогические основы проектирования образовательной политики»; решением коллегии МО РФ от 27.05.1997 №6/1 «О стратегии воспитания и психологической поддержки личности в системе общего и профессионального образования»), Уставом  образовательного учреждения.

    Психолого-педагогическое сопровождение в рамках модернизации образования призвано оптимизировать соотношение стратегий развития, формирования и коррекции при обучении и воспитании ребенка.

    Развитие – это раскрытие творческого потенциала, усиление заложенных в самом ребенке возможностей, помощь ребенку в обретении веры в свои силы, стимулирование активности, самостоятельности и ответственности ребенка.

    Формирование – это направленное воздействие на ребенка с целью вызвать новые психологические образования, опираясь на прошлый опыт ребенка и учитывая его индивидуальность.

    Коррекция – это совокупность мер по устранению недостатков развития. К ней примыкает компенсация – перестройка сохранных функций для замещения нарушенных. 

    Целью психолого-педагогического сопровождения ребенка в учебно-воспитательном процессе является обеспечение его нормального развития (в соответствии с нормой развития в соответствующем возрасте).

    Задачами психолого-педагогического сопровождения являются:

    • предупреждение возникновения проблем развития ребенка,
    • содействие ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации (при учебных трудностях, при выборе образовательного и профессиональных маршрутов, при проблемах во взаимоотношениях со сверстниками, учителями, родителями),
    • развитие психолого-педагогической компетентности учащихся, родителей, педагогов.

    Выделение обязательного содержания психолого-педагогического сопровождения ребенка на уровне образовательного учреждения является предпосылкой для построения профессиональных связей как внутри конкретного учреждения, так и между учреждением образования и специалистами здравоохранения, дополнительного образования, специалистами районных и городского психологических центров. Это является основой для создания в рамках города систем комплексной помощи ребенку и семье.

    Психологизация образовательного пространства играет важную роль в русле сопровождения развития ребенка и в его социализации. Решение задач психолого-педагогического сопровождения ребенка не может быть ограничено областью непосредственного взаимодействия психолога с ребенком, но требует организации работы с педагогами и родителями как участниками учебно-воспитательного процесса. Традиционно данное направление определяется как психологическое просвещение.

    Формы и содержание деятельности педагога-психолога образовательного учреждения  в рамках сопровождения включают следующие направления:

    • комплексная диагностика,
    • развивающая и коррекционная деятельность,
    • консультирование и просвещение пе­дагогов, родителей и других участников образовательного процесса,
    • экспертная деятельность по определению и корректировке индиви­дуального образовательного маршрута,
    • социально-диспетчерская деятельность (в рамках взаимодействия отдельных специалистов и служб помощи ребёнку и его семье).

     Каждое направление включено в единый процесс сопровождения, имеет свою специфику.

    Обязательные направления работы

    Начальная  школа:

    1. Психолого-педагогическое сопровождение развития учащихся групп риска возникновения школьной дезадаптации.
    2. Психолого-педагогическая помощь в обучении учащимся с проблемами в обучении.
    3. Психолого-педагогическое сопровождение учащихся групп социального риска.
    4. Психолого-педагогическое сопровождение учащихся группы риска развития кризисных состояний и группы суицидального риска.
    5. Психолого-педагогическая  помощь семье
    6. Формирование у учащихся позитивного отношения к здоровому образу жизни.

    7. Психолого-педагогическое сопровождение учащихся при переходе на среднюю ступень обучения.

    Средняя и старшая  школа:

    1. Психолого-педагогическое сопровождение учащихся при переходе на среднюю ступень обучения.
    2. Психолого-педагогическое сопровождение учащихся групп риска развития  кризисных состояний и групп суицидального риска.
    3. Психолого-педагогическая поддержка учащихся с трудностями во взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми.
    4. Психолого-педагогическое сопровождение учащихся групп социального риска.

    5. Оказание помощи учащимся в профессиональном самоопределении.

    6. Профилактика злоупотребления ПАВ среди учащихся.

    7. Психолого-педагогическая  помощь семье.

    Психолого-педагогическая помощь учащимся с проблемами в обучении

    Цели определения готовности к школьному обучению.

    Определяя психологическую готовность к школьному обучению, педагог-психолог должен четко понимать, для чего он это делает. Можно выделить следующие цели диагностики готовности к обучению в школе:

    1. понимание особенностей психического развития детей с целью определения индивидуального подхода к ним в учебно-воспитательном процессе;
    2. выявление детей, не готовых к школьному обучению, с целью проведения с ними развивающей работы, направленной на профилактику школьной дезадаптации и неуспеваемости;
    3. распределение будущих первоклассников по классам, что позволит каждому первокласснику развиваться в оптимальном для него режиме;
    4. рекомендации родителям по отсрочке на год начала обучения, особенно если ребенку на момент начала обучения будет меньше, чем 6 лет.

    Определяя готовность к школе, психолог работает одновременно в трех направлениях: с учащимися, с родителями и с учителями (администрацией). По содержанию эта работа является и профилактической, и диагностической, и просветительской, и консультативной.

    Психологическое обследование ребенка, поступающего в первый класс, позволяет:

    • нацелить учителя на слабые и сильные стороны ученика,
    • помочь родителям в решении воспитательных задач,
    • определить сформированность существенных, с точки зрения школьного обучения, особенностей психики ребенка, а также составить его первоначальный психологический облик.

    Конечная цель определения готовности к школьному обучению – помощь самому ребенку как ученику. Результаты диагностики должны иметь практическое значение, а сама диагностика – быть этапом в решении проблем ученика.

    Результаты диагностической работы с ребенком педагог-психолог фиксирует в индивидуальной карте.

    Психолого-педагогическое сопровождение учащихся с трудностями в обучении

    Эффективность обучения и педагогического процесса в целом определяется многими факторами, среди которых наиболее важными является индивидуальный подход к обучению, предполагающий знание психофизиологических, личностных особенностей, специфики эмоциональной и когнитивной сфер обучаемых.

    Проводя диагностическую работу, педагог-психолог помогает родителям и педагогам выбрать маршрут обучения каждого учащегося, что способствует оптимальной адаптации ребенка в социуме и в школе.

    Цель деятельности: создание условий для адаптации младшего школьника.

    Задачи деятельности:

    • диагностика причин трудностей в обучении,
    • участие в работе ПМПк образовательного учреждения,
    • разработка по решению ПМПк ОУ коррекционно-развивающих программ и их трансляция (индивидуальных/групповых), в том числе, в специальных коррекционных классах для детей VII и VIII вида и классах компенсирующего обучения.
    • отслеживание изменений в развитии,
    • рекомендации педагогам по результатам углубленной диагностики,
    • рекомендации родителям  по результатам углубленной диагностики.

    Причины возникновения трудностей у учащихся:

    • мотивационная незрелость,
    • нарушения интеллекта,
    • нарушения динамики психической деятельности,
    • особенности асимметрии (левшество),
    • недостатки анализаторов (зрения, слуха),
    • логопедические нарушения,
    • личностные особенности (частично).

    В чем проявляется у учащихся:

    • трудности в усвоении знаний (по конкретным предметам),
    • неспособность освоить программу,
    • неуспеваемость,
    • ошибки в выполнении учебных заданий,
    • нарушения поведения.

    Психолого-педагогическое сопровождение развития учащихся групп риска

    возникновения школьной дезадаптации.

    Дезадаптация может проявляться в традиционных нарушениях – в неуспеваемости и плохом поведении, однако ими не ограничивается. Собственно дезадаптированными можно назвать только тех учащихся, которые:

    а) отказываются идти в школу из-за переживания своих неудач,

    б) становятся замкнутыми и плохо контактируют с классом,

    в) равнодушно относятся к учебе и одноклассникам,

    г) теряют интерес к внешкольным увлечениям.

    Именно эти особенности поведения ребенка должны быть выявлены в ходе консультативной работы с ребенком и родителями, учитываться при подборе диагностического материала и разработке программы выявления и сопровождения дезадаптированных учащихся на любом этапе адаптации – как в начальной школе, так и в средней.

    Задачи, реализуемые в ходе тренингов, должны быть следующими:

    1. познакомить детей с ролью школьника (различия понятий «школьник - не школьник», правила работы в команде),
    2. познакомить первоклассников с понятием оценки (ее отличия от отметки, критерии отрицательной оценки, требования),
    3. научить ребенка задавать вопросы.

    Работая над проблемой адаптации, педагог-психолог реализует две цели:

    1. Содействие адаптации – работа в русле этой цели строится со всеми детьми и носит «развивающий» характер. Задача – выявить индивидуальные особенности развития ребенка, максимально разнообразить параметры школьной жизни, научить каждого ребенка использовать школьную среду для своего развития – сформировать у ребенка способность развиваться в условиях школы, реализовывать свои способности и потребности, не приходя с этой средой в противоречие. Результатом такой работы является то, что школа и ребенок взаимно адаптируются друг к другу. Эта работа начинается на этапе знакомства с ребенком  в процессе собеседовании при приеме в школу. Работа строится в двух направлениях:
    • Внесение изменений в параметры школьной среды для  адаптации ее к возможностям  конкретного учащегося (например, обучение ребенка с хорошими интеллектуальными данными, но очень медлительного).
    • Построение развивающей, консультативной, методической работы педагогов-психологов и учителей таким образом, чтобы у детей формировались навыки, умения, психические процессы, обеспечивающие им успешное функционирование в школе сегодня, создающие базу для дальнейшего развития.
    1. Профилактика дезадаптации – работа в русле этой цели строится индивидуально. Педагог-психолог анализирует  причины дезадаптации конкретного учащегося, связанные с особенностями как психики ребенка, так и с условиями окружающей среды. В своей деятельности он ориентируется на искоренение этих причин, т.е. работа носит коррекционный характер, направлена она на формирование приспособительных умений у учащихся – выработка индивидуального стиля обучения и общения, освобождение от страхов, обучение навыкам принятия решений. Результатом этой работы будет и адаптация школьной среды к учащемуся -  определения ребенку программы и формы обучения на ПМПк (если причины дезадаптации – нарушения развития ребенка органического характера) и открытие классов компенсирующего или специального коррекционного обучения. 

    Содержанием  деятельности педагога-психолога с учащимися на этапе адаптации является:

    • развивающая работа – развитие навыков общения и взаимодействия (со взрослыми и сверстниками),
    • коррекционная работа – в зависимости от конкретных трудностей каждого учащегося, адаптация которого нарушена.

    Формируя адекватную социальную среду для учащихся с трудностями в адаптации, педагог-психолог осуществляет работу  с учителем (ориентация на трудности детей и понимание их, на использование различных методов, приемов и технологий учебной деятельности; налаживание положительных эмоциональных контактов с  конкретными учениками) и родителями (просвещение, психологическая поддержка, консультирование по причинам возникающих у ребенка трудностей).

    Психолого-педагогическое сопровождение учащихся групп риска развития

    кризисных состояний и групп суицидального риска.

    Изучение проблемы суицида среди подростков показывает, что в ряде случаев подростки решаются на самоубийство с целью обратить внимание родителей, педагогов на свои проблемы, из чувства протеста против бездушия, безразличия, цинизма и жестокости взрослых. Решаются на такой шаг подростки от ощущения одиночества, собственной ненужности, депрессии, стрессов и ощущения потери смысла жизни. Оставаясь наедине со своими проблемами и попадая в острые конфликты, в условия социально-правовой незащищенности, не в состоянии самостоятельно найти выход из кризисной ситуации, адекватно и критически ее оценить, оставаясь предоставленными сами себе, подростки ищут выход в самоубийстве. Работа педагога-психолога образовательного учреждения в рамках обязательного компонента деятельности по данной проблеме носит информационно-профилактический характер.

    Основным содержанием ее является:

    • информационно-просветительская работа с родителями, учащимися, педагогическими работниками, администрацией образовательного учреждения,
    • выявление учащихся, находящихся в  кризисном состоянии,
    • консультирование родителей, учащихся, педагогов либо осуществление диспетчерской функции в зависимости от характера и глубины проблем, выявленных в ходе диагностической работы с учащимися,
    • консультирование администрации образовательного учреждения и выработка стратегии сопровождения учащихся в образовательном учреждении и вне его, программ психологической и социально-педагогической поддержки конкретного школьника.

    Данное содержание реализуется  поэтапно, системно, предполагает координацию деятельности педагога-психолога и педагогических работников образовательного учреждения.

    Сопровождение учащихся, находящихся в кризисном состоянии, подразумевает осуществление психологической работы непосредственно с самими школьниками. Степень помощи в образовательном учреждении определяется уровнем квалификации педагога-психолога. Учащимся в кризисном состоянии необходима специализированная психологическая помощь, и требуется дополнительное обучение всех педагогических работников, которые будут подключены к работе с выявленными учащимися.

    Эти учащиеся могут быть направлены для консультации и психологической поддержки (с учетом наличия мотивации родителей) в сторонние организации медицинского и психологического профилей.

    В рамках образовательного учреждения проводится совместное обсуждение педагогом-психологом, классным руководителем и администрацией особенностей жизненных ситуаций всех учащихся, указанных в первичных списках. Намечаются пути оказания социальной и педагогической поддержки учащихся, определяются ответственные за осуществление данных программ.

    Профилактика возникновения суицидальных намерений у учащихся реализуется через просветительскую работу с педагогическим и родительским коллективами, а также посредством проведения классных часов (либо мини-тренингов, в зависимости от условий и возможностей конкретного образовательного учреждения и уровня квалификации конкретного педагога-психолога) с учащимися. Наряду с этим, в каждом образовательном учреждении педагогом-психологом оформляется справочно-информационный стенд с указанием организаций, осуществляющих психологическое консультирование и оказывающих психологическую поддержку в трудные минуты жизни. Социальный педагог или заместитель директора по воспитательной работе предоставляют на стенд информацию юридического характера и информацию о работе инспектора по охране прав детства в районном отделе образования, в образовательном учреждении, дает описание тех ситуаций, по поводу которых любой школьник может самостоятельно обратиться за помощью.

    Просветительская работа с педагогическим коллективом предполагает проведение специализированных педагогических советов, в рамках которых проводится обучение педагогов навыкам распознавания кризисных состояний у учащихся, способам оказания им поддержки педагогическими  средствами, способам эффективного взаимодействия с подростками, способам урегулирования конфликтных ситуаций в классных коллективах. Педагог-психолог готовит цикл лекций, знакомящих педагогический коллектив с понятием «суицид».

    Администрация образовательного учреждения консультируется педагогом-психологом по поводу общей ситуации в ОУ, по поводу тактики и стратегии проведения беседы с родителями конкретных учащихся с учетом позиции родителей по отношению к ребенку и особенностям жизненной ситуации семьи, ее конкретных членов.

    Просветительская работа с родителями осуществляется через участие педагога-психолога в родительских собраниях.

                            Просветительская работа с учащимися

                     Работа педагога-психолога осуществляется в рамках классных часов. Классные часы целесообразно проводить для учащихся, начиная с 7 класса.

    Психолого-педагогическая поддержка учащихся с трудностями во взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми

    Специфическим предметом психолого-педагогического сопровождения являются отношения ребенка с сообществом сверстников.

    На сегодняшний день четко установлена связь между социально-эмоциональным благополучием ребенка в сообществе, учебном коллективе и его успешностью в учебной деятельности. Разрешение конфликтных ситуаций, возникающих как среди учеников в классе, так и при взаимодействии конкретных учащихся с педагогом требует с одной стороны работы с окружением ребенка по преодолению негативных стереотипов, формированию способности к пониманию принятию, так и с самим ребенком по развитию самопринятия, поддержки его веры в свои силы.

    Превращение класса в малую группу возможно лишь в процессе целенаправленной работы педагога и психолога.

    Возможности педагога: создание разнообразных форм коллективной деятельности детей, через которую формируется единство целей и ценностей, ситуации деловой взаимозависимости членов группы, реальная социально-значимая деятельность класса.

    Психологическая работа позволяет сформировать чувство «Мы», развивать сплоченность, поднимать уровень взаимного доверия.

     Цели деятельности педагога-психолога:

    1. Профилактика конфликтов в классных коллективах

    2. Формирование класса как коллектива

    3. Сопровождение личностного развития учащихся       

    Задачи деятельности:

    1. Развитие навыков общения

    - у учащихся

    - у педагогов

    2. Обучение навыкам разрешения конфликтных ситуаций

    - учащихся

    - педагогов

    3. Консультирование учащихся об особенностях их характера, о их влиянии на поведение в конфликтных ситуациях

    4. Консультирование педагогов об уровне развития навыков педагогического общения

    5. Консультирование педагогов по вопросу индивидуальных особенностей учащихся

    Причины возникновения

    1.стиль взаимоотношений (авторитарный) педагога с учащимися,

    2. отсутствие у педагога адекватных  навыков разрешения конфликтной ситуации,

    3. несформированность у учащихся навыков общения,

    4. личностные проблемы учащихся,

    5. отсутствие у педагога навыков общения с подростками, неадекватные установки (стереотипы восприятия),

    6. отсутствие у педагогов знаний об особенностях поведения конкретных учащихся в ситуации конфликта,

    7. недостаточная работа учителя по формированию системы взаимоотношений в классном коллективе (программы воспитательной работы, внеурочной деятельности, коллективных дел).       

                                         Психолого-педагогическая помощь семье

    В современной социокультурной ситуации возрастает роль и ответственность семьи (родителей и лиц их заменяющих) за воспитание детей. В связи с этим возрастает актуальность работы педагога-психолога ОУ с семьей в едином воспитательном пространстве школы.

    Структура деятельности:

    • психологическая  поддержка опекунских  (принимающих) семей;
    • психологическое консультирование родителей из кровных семей группы риска социального сиротства детей (семей, не занимающихся воспитанием детей; родителей и замещающих родителей учащихся, воспитывающихся родственниками при живых родителях);
    • участие в работе конфликтной (административной) комиссии  школы по предупреждению и разрешению конфликта между семьей и школой по вопросам  воспитания и обучения ребенка, защите прав ребенка;
    • сбор информации, анализ и оформление психологических данных (характеристики) на каждого опекаемого учащегося из школьного списка для консультирования администрации ОУ, для предоставления в различные организации при запросе.

    Цели:

    1. психолого-педагогическое сопровождение социальной адаптации и профилактика конфликтного поведения учащихся, находящихся под опекой; учащихся из семей группы  риска социального сиротства,
    2. психолого-педагогическая поддержка опекунских семей.

    Задачи:

    1. Ознакомление со списком учащихся ОУ, находящимися под опекой, проживающих отдельно от родителей (неофициально проживающих в принимающих семьях – с родственниками или третьими лицами), в неблагополучных семьях, получение кратких сведений об учащихся и семье от классного руководителя, внештатного инспектора по охране прав детей и зам. директора по воспитательной работе.

    Анализ особенностей учащегося из неблагополучной семьи на этапе младшей школы (карта для младшего школьника).

    1. Диагностика  особенностей взаимоотношения учащегося с членами семьи (любой категории).
    2. Выявление проблемных учащихся младшей школы (по поведению и обучению), включение учащихся из неблагополучных семей в  психолого-педагогическое сопровождения по соответствующему разделу обязательного компонента.
    3. Консультирование внештатного инспектора по охране прав детей, классного руководителя, опекуна (родителя) по проблемам воспитания и обучения; всех проблемных и опекунских семей (родителей) - по создании условий для реализации потребностей детей.
    4. Осуществление диспетчерской функции с целью оказания специализированной психологической помощи и социальной помощи в районе и городе (районное звено психологической службы обязано подготовить материал вместе с районным инспектором по охране прав детства).
    5. Консультирование администрации ОУ по вопросам семейной ситуации в опекунских семьях,  учащихся из неблагополучных семей.
    6. Оформление данных и психологической характеристики на каждого учащегося из первичных списков, ведение индивидуальных карт на них.

     

     

    Вход на сайт

    Поиск

    Календарь
    «  Апрель 2024  »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
    1234567
    891011121314
    15161718192021
    22232425262728
    2930



    ФГИС "МОЯ ШКОЛА"



    Архив записей