ТЕЛЕФОНЫ «ГОРЯЧЕЙ ЛИНИИ» Управления образования г.Волгодонска по вопросам образования детей с ОВЗ и инвалидностью
Номер телефона | ФИО, должность | Режим работы телефонов «горячей линии» (время) |
8(8639) - 235 834 | Комлева Елена Григорьевна, заместитель начальника Управления образования г.Волгодонска |
понедельник - четверг 09.00 - 11.00 |
8(8639) - 240 280 | Капустянова Елена Борисовна , ведущий специалист отдела общего образования Управления образования г.Волгодонска |
понедельник, пятница 11.00 - 13.00 |
8(8639) - 238 166 | Ларионова Ирина Владимировна, главный специалист отдела общего образования Управления образования г.Волгодонска |
понедельник, пятница 14.00 - 16.00 |
Федеральный проект по социальному сопровождению семей с детьми и взрослыми с инвалидностью "Семейные приемные ВОРДИ"
На базе Регионального отделения Всероссийской организации родителей детей-инвалидов и инвалидов старше 18 лет с ментальными и иными нарушениями, нуждающихся в представительстве своих интересов, Ростовской области открыт консультационный пункт «Семейная приемная ВОРДИ».
Основными задачами работы консультационного пункта является организация и проведение специалистами социальной службы сопровождения семей ВОРДИ информационно-консультационной работы и сопровождения семей целевой группы, организация и предоставление бесплатной юридической помощи родителям (законным представителям). Семейная приемная ВОРДИ может оказать содействие и консультирование по вопросам получения услуг здравоохранения, услуг в области культуры, спорта и досуга, психологического консультирования, дневной занятости инвалидов 18+, консультирование по вопросам образования, организации доступной среды, социальной защиты и т.д.
Обратиться в «Семейную приемную ВОРДИ» Ростовской области можно заполнив форму на сайте, а также по телефонам: 88002504243, 89185896148, 89001304999
Доступная среда
В соответствии с решением Координационного совета по вопросам образования обучающихся с инвалидностью, обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в Ростовской области (от 30.11.2021 № 1) в помощь муниципальным учреждениям на базе государственных общеобразовательных организаций (коррекционных школ) организована работа ресурсных центров по комплексному сопровождению детей и лиц старше 18 лет с тяжелыми множественными нарушениями в развитии (ТМНР).
Приказом минобразования Ростовской области от 12.04.2022 №380 «О Ресурсных центрах по комплексному сопровождению детей и лиц старше 18 лет с тяжелыми множественными нарушениями в развитии (ТМНР) в Ростовской области» за общеобразовательными учреждениями города Волгодонска закреплен ресурсный центр ГКОУ РО «Волгодонская школа-интернат №14».
Вниманию родителей детей с ОВЗ!
На базе ГБОУ РО «Цимлянская школа-интернат» функционируют классы для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), по направлениям:
- тяжелые нарушения речи (ТНР). Обучение по адаптированной образовательной программе, вариант 5.2, 1 отделение (дети с алалией, афазией, ринолалией, дизартрией и заиканием, имеющие общее недоразвитие речи) Продолжительность обучения в НШ 5 лет (1доп.-4классы);
- задержка психического развития (ЗПР). Обучение по адаптированной образовательной программе, вариант 7.2. Продолжительность обучения в НШ 5 лет (1доп.-4классы).
Общий срок обучения – 10 лет (1доп.-9класс). По окончании обучения выпускники получают аттестат установленного образца о получении основного общего образования.
Коллектив школы-интерната готов обеспечить комфортные условия обучения и развития ребенка. Обучение возможно на условиях круглосуточного пребывания и неполного дня (до 19.00) по пятидневной рабочей неделе. Наполняемость классов до 15 человек.
Во внеурочное время с обучающимися работают опытные воспитатели. Организованы индивидуальные занятия с психологом, логопедом. Все классные комнаты оснащены интерактивными комплексами, учебным оборудованием.
Спальные комнаты оборудованы необходимой мебелью, постельными принадлежностями. Функционируют санитарно-гигиенические комнаты. Дети получают пятиразовое питание, обмундирование в соответствии с нормативами, обеспечиваются бесплатными учебниками и рабочими тетрадями.
С 1 апреля 2022 года начинается набор в 1 доп. класс 1 ТНР.
Родители, желающие рассмотреть вопрос об обучении ребенка в школе-интернате могут обращаться по адресу: г. Цимлянск, ул. К.Маркса д. 10.
Телефоны для консультаций:
8(86391) 2-13-98 – директор Кочергина Любовь Анатольевна,
8(86391) 2-28-83 – заместитель директора по УВР Бочарова Людмила Викторовна
8(86391)- 2-21-08 – вахта, можно пригласить заместителя директора по КР Романову Ольгу Михайловну.
Инклюзивное образование – это процесс совместного воспитания и обучения лиц с ОВЗ и нормально развивающихся сверстников. Задачей инклюзивного обучения является осуществление индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся с ограниченными возможностями здоровья.
Дети с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) – это дети, имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии.
В основе педагогической классификации таких нарушений лежит характер особых образовательных потребностей детей с нарушениями в развитии и степень нарушения.
Различают следующие категории детей с нарушениями в развитии:
1) дети с нарушениями слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);
2) дети с нарушениями зрения (слепые, слабовидящие);
3) дети с нарушениями речи;
4) дети с нарушениями интеллекта (умственно отсталые дети);
5) дети с задержкой психического развития (ЗПР);
6) дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ДЦП);
7) дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы;
8) дети с множественными нарушениями (сочетание 2-х или 3-х нарушений).
Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности. В связи с этим обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики не только в области образования, но и в области демографического и социально-экономического развития Российской Федерации.
Материалы по ФГОС детей с ОВЗ
Документы по ФГОС образования детей с ОВЗ
Материалы по ФГОС образования детей с ОВЗ
Нормативная база
Приказ №1309 от 9 ноября 2015
Адаптированные программы
Концепция ФГОС ОВЗ
Методические рекомендации ФГОС
Методические рекомендации минобразования Ростовской области
О перечне учебников Приказ № 699 от 09.06.2016
Письмо МОРФ 2016 Методические рекомендации СИПР
Постановление МОРО от 21 12 2017 № 7
Приказ № 1598 от 19.12.2014 ФГОС НОО с ОВЗ
Приказ № 1599 от 19.12.2014 ФГОС НОО умственной отсталостью
про ФГОС приложение
СанПин ОВЗ 2.4.2.3286-15 от 2015
Методические рекомендации по сопровождению образовательного процесса детей с нарушениями зрения.
Методические рекомендации по сопровождению образовательного процесса детей с нарушениями слуха.
Сведения о доступности материально-технической базы организации для использования инвалидами и лицами с ОВЗ
Доступ в здание общеобразовательного учреждения маломобильных групп населения: инвалидов-колясочников, инвалидов — опорников, пожилых людей, родителей с маленькими детьми в коляске - обеспечивает кнопка вызова помощи (система вызова персонала).
Предупредительный знак для слабовидящих людей в виде двухстороннего жёлтого круга наклеен на остекленную часть входной двери.
Края входных ступеней окрашены в желтый цвет, что обеспечивает безопасность слабовидящих посетителей учреждения.
В настоящее время учебных кабинетов, объектов для проведения практических занятий, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, специальных средств обучения и воспитания, приспособленных для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, в школе нет.
Питание и охрана здоровья, доступ к информационным системам и информационно-коммуникативным сетям, к электронным образовательным ресурсам организуется на равных условиях с остальными детьми.
Паспорт доступности объекта социальной инфраструктуры
«Об утверждении Порядка регламентации и оформления отношений государственной и муниципальной образовательной организации Ростовской области и родителей (законных представителей) обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, в том числе детей-инвалидов, в части организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому или в медицинских организациях»
Закон определяет обучающегося с ограниченными возможностями как:
- лицо, имеющее недостатки в физическом/психологическом развитии;
- лицо, имеющие ограниченные возможности здоровья, подтвержденные ПМПК;
- лицо, нуждается в создании специальных условий при обучении.
Лицами с ОВЗ могут быть дети-инвалиды, дети с отклонениями в поведении, дети с задержкой психического развития и т.д.
Прием лиц с ОВЗ в школу
Прием лиц с ОВЗ в школу проходит в соответствии с общим порядком поступления ребенка в школу. При этом результаты медицинского обследования перед поступлением в школу и результаты обследования ПМПК не должны содержать в заключении противопоказаний к поступлению в массовую школу. Совместное воспитание и обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья и лиц, не имеющих таких ограничений, не должно отрицательно сказываться на результатах обучения последних.
Чтобы обучающийся с ОВЗ мог полноценно обучаться в образовательных учреждениях применяются принципы инклюзивного образования. Это означает, что особым детям должен быть обеспечен равный доступ к образованию с учетом различных потребностей и индивидуальных возможностей.
Дети с ОВЗ, которым по результатам ПМПК было рекомендовано обучение в обычной школе по адаптированной программе, могут потребоваться специальные условия обучения. Рекомендации, которые дают ПМПК в своем заключении, являются обязательными к исполнению в образовательном учреждении, в котором учится ребенок с ОВЗ. Адаптированная программа должна быть разработана с учетом особенностей развития ребенка, основной целью должна быть коррекция нарушений развития и коррекция нарушений социальной адаптации. Разработкой адаптированной программы школа занимается самостоятельно. Основой для разработки адаптированной программы является ФГОС.
Что такое специальные условия обучения?
Специальные условия обучения — это условия обучения и воспитания, которые включают в себя:
- использование специальных образовательных программ, методов обучения;
- использование специальных учебников, учебных пособий, технических средств;
- предоставление услуг ассистента/ тьютера;
- проведение индивидуальных и групповых коррекционных занятий;
- обеспечение доступа в здание образовательной организации;
- использование дистанционных образовательных технологий;
- предоставление обучающемуся с ОВЗ психолого-педагогических, медицинских, социальных услуг, обеспечивающих адаптивную, безбарьерную среду обучения и жизнедеятельности.
Обучение детей с ОВЗ может быть организовано совместно с другими обучающимися, в отдельных классах, в отдельных организациях. В данном случае многое зависит от того, какие именно проблемы со здоровьем у ребенка. Если ребенок имеет возможность ходить в массовую школу и есть соответствующие рекомендации ПМПК и врачебной комиссии, то он сможет обучаться со всеми детьми.
Есть дети, которым необходимо посещение специальных школ (глухонемые дети, дети с серьезными проблемами зрения, дети с умственной отсталостью, с расстройствами аутистического спектра и т.д.). Определением траектории развития и обучения в школе детей с ОВЗ занимается ПМПК.
Организация обучения на дому лиц с ОВЗ
Дети с особыми потребностями могут обучаться на дому, для них может быть организовано домашнее обучение. Основание для обучения на дому является заявление родителей и медицинское заключение с рекомендацией обучения на дому(не заключение ПМПК).
Сведения о наличии специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Во время проведения уроков и занятий с детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами, применяются мультимедийные средства, оргтехника и иные средства для повышения уровня восприятия учебной информации обучающимися с различными нарушениями.
Для разъяснения отдельных вопросов изучаемой дисциплины преподавателями дополнительно проводятся групповые и индивидуальные консультации, для информирования родителей имеется сайт школы, электронный дневник.
Форма проведения текущей и итоговой аттестации для инвалидов может быть установлена с учетом индивидуальных психофизических особенностей (устно, письменно на бумаге, в форме тестирования и т.п.). При необходимости проводится подбор и разработка учебных материалов в печатных и электронных формах, адаптированных к ограничениям их здоровья.