Школьная театральная студия «Мельпомена»

Театр - это волшебный мир искусства, где нужны самые разные способности. И поэтому, можно не только развивать эти способности, но и с детского возраста прививать любовь к театральному искусству.
Театр как искусство научит видеть прекрасное в жизни и в людях, зародит стремление самому нести в жизнь благое и доброе. Реализация программы с помощью выразительных средств театрального искусства таких как, интонация, мимика, жест, пластика, походка не только знакомит с содержанием определенных литературных произведений, но и учит детей воссоздавать конкретные образы, глубоко чувствовать события, взаимоотношения между героями этого произведения. Театральная игра способствует развитию детской фантазии, воображения, памяти, всех видов детского творчества (художественно-речевого, музыкально- игрового, танцевального, сценического) в жизни школьника. Одновременно способствует сплочению коллектива класса, расширению культурного диапазона учеников и учителей, повышению культуры поведения.
Особенности театрального искусства – массовость, зрелищность, синтетичность – предполагают ряд богатых возможностей, как в развивающе-эстетическом воспитании детей, так и в организации их досуга. Театр - сочетание многих искусств, вступающих во взаимодействие друг с другом. Поэтому занятия в театральном коллективе сочетаются с занятиями танцем, музыкой, изобразительным искусством и прикладными ремеслами.
Театральное искусство своей многомерностью, своей многоликостью и синтетической природой способно помочь ребёнку раздвинуть рамки постижения мира. Увлечь его добром, желанием делиться своими мыслями, умением слышать других, развиваться, творя и играя. Ведь именно игра есть непременный атрибут театрального искусства, и вместе с тем при наличии игры дети и педагоги взаимодействуют, получая максимально положительный результат.
Методические приемы формирования и оценки смыслового чтения у обучающихся, положенные в основу стратегии смыслового чтения на уроках русского языка и литературы (тренинг) и во внеурочной деятельности (постановка спектакля):
- Работа над текстом (ключевые слова; особенность, необычность ситуации; логические ударения; интонационные членения; подбор синонимов; возможность дополнения текста, возможность развития сюжета; написание сценария и т.п.);
- Голос (работа со звуком, дыханием, речью и голосом, ощущение своего голоса, как «инструмента»);
- Развитие воображения и внимания;
- Показом нескольких контрастных образов (характеров);
- Работа над монологом (или речью), работа над диалогом (с партнером), оценка действия «актера»;
- Погружение в состояние выбранного образа и работа в этом образе; ощущение пространства и времени;
- Выпуск спектакля с участием обучающихся. Приобщение учеников к чтению не заставит себя ждать. Смысловое чтение должно стать основой успешности процесса обучения в школе.
Особенность театрального искусства – массовость, зрелищность – предполагают ряд отличных возможностей как в нравственном, развивающем и эстетическом воспитании детей, так и в организации досуга.
Приказ "О создании школьного театра" от 31.08.2021
Цель и задачи школьного театра
Цель школьного театра – совершенствование системы духовно - нравственного и эстетического воспитания обучающихся средствами театрального искусства, и создание условий для приобщения их к истокам отечественной культуры, расширение культурного диапазона и реализации творческого потенциала; развитие мотивации к познанию и творчеству, самостоятельности, инициативности и творческой активности младших школьников и подростков посредством соединения процесса обучения учащихся с их творческой практикой.
Основные задачи школьного театра:
- Создание условий для комплексного развития творческого потенциала школьников, формирование общей эстетической культуры;
- Оказание помощи обучающимся в самовыражении и самопрезентации;
- Организация культурно-массовых мероприятий, постановка и показ учебных спектаклей, концертных программ, творческих мастерских по различным дисциплинам, выполнение индивидуальных проектов обучающихся;
- Организация внеурочной деятельности обучающихся;
- Организация досуга школьников в рамках содержательного общения;
- Закрепление знаний и практических навыков, получаемых обучающимися в ходе образовательного процесса по формированию ключевых компетенций: умений учиться, сотрудничать и работать с информацией;
- Продвижение традиционных ценностей, патриотическое воспитание театральными средствами;
- Осуществление сотрудничества с другими творческими объединениями образовательных организаций, и организаций культуры, в том числе в рамках сетевого взаимодействия.
Организация деятельности школьного театра
- Школьный театр функционирует в течение всего учебного года.
- Деятельность школьного театра организуется в формах учебных занятий – групповых и индивидуальных, тренингов, творческих мастерских, индивидуальных проектов, спектаклей, концертов, постановок, проектов, социальных практик.
- Возраст участников школьного театра: от 7 до 17 лет.
- Занятия в школьном театре проводятся по группам или всем составом, а также индивидуально.
- Предельная наполняемость групп не более 20 человек.
- Группы обучающихся могут быть одновозрастными и разновозрастными.
- Продолжительность и периодичность занятий в школьном театре определяются учебным планом соответствующей образовательной программы, и расписанием занятий (графиком).
- Содержание деятельности школьного театра определяется соответствующей образовательной программой, реализуемой в театре. Дополнительная общеразвивающая программа, реализуемая в школьном театре, разрабатывается педагогическими работниками по запросам участников образовательных отношений, с учетом национально-культурных традиций и мероприятий, проводимых на различных уровнях и утверждается приказом директора МБОУ СШ № 7 г. Волгодонска.
- Педагог, реализующий дополнительную общеразвивающую программу на базе школьного театра, выбирает по своему усмотрению образовательные технологии и методы, направленные на достижение запланированных личностных, метапредметных и предметных результатов обучающихся.
Кадровое обеспечение проекта
Школьный театр обладает широкой междпредметной направленностью и отличается многопрофильностью деятельности, поэтому при реализации такого рода проекта потребуется участие следующих специалистов:
- директор Волков В.Л.
- заместитель директора Бакланова Е.А.
- советники директора по воспитанию Борисова Д.П., Федюхина Ю.В.
- учитель русского языка и литературы Федотова О.Н.
- учитель английского языка Горская И.А.
- учитель музыки Гусарева В.В.
- учитель ИЗО Кузина Н.Г.
- учитель технологии Гнездилова Н.В.
- зав.библиотекой Бугаева Л.И.
План-график проведения мероприятий на 2025-2026 учебный год
|
Сроки |
Мероприятия |
Ответственные |
|
Сентябрь 2025 |
Театрализованное выступление на общешкольном мероприятии «Первый звонок» |
Руководитель школьного театра, учитель музыки, советники директора по воспитанию |
|
Сентябрь 2025 |
Комплексный тренинг на сценическую речь, сценическое движение, актерское искусство |
Руководитель школьного театра |
|
Сентябрь-октябрь 2025 |
Подготовка к празднику «День учителя» |
Руководитель школьного театра, учитель музыки, советники директора по воспитанию |
|
Октябрь 2025 |
Театрализованное выступление «День учителя» |
Руководитель школьного театра, учитель музыки, советники директора по воспитанию |
|
Октябрь-ноябрь 2025 |
Определение труппой школьного театра репертуара, содержания театрализованных программ |
Руководитель школьного театра |
|
Ноябрь 2025 |
Подготовка и проведение концерта ко Дню матери |
Руководитель школьного театра, учитель музыки, советники директора по воспитанию |
|
Ноябрь 2025 |
Проведение школьного конкурса «Классика в классы» |
Руководитель школьного театра, учитель русского языка и литературы |
|
Ноябрь-декабрь 2025 |
Мозговой штурм: «Как поздравить школу с Новым годом?». Сбор идей |
Руководитель школьного театра, советники директора по воспитанию |
|
Декабрь 2025 |
Видеопоздравление для учителей и учеников к новому году |
Руководитель школьного театра, советники директора по воспитанию |
|
Декабрь-март 2026 |
Репетиции, подбор музыкального оформления спектакля, работа творческих мастерских по изготовлению декораций и костюмов |
Руководитель школьного театра, учитель музыки, советники директора по воспитанию, учителя русского языка и литературы, музыки, изо и технологии |
|
Декабрь-март 2026 |
Установление творческих связей с другими театральными коллективами, посещение мастер-классов. |
Руководитель школьного театра, администрация школы |
|
Март 2026 |
Подготовка и проведение концерта ко Дню 8 марта |
Руководитель школьного театра, учитель музыки, советники директора по воспитанию |
|
Апрель 2026 |
Постановка спектакля «Мы – единый народ» (к Году единства народов России) |
Руководитель школьного театра, советники директора по воспитанию, учитель музыки |
|
Май 2026 |
Участие в мероприятиях, посвященных празднику 9 мая |
Руководитель школьного театра, администрация школы, советники директора по воспитанию |
|
Май 2026 |
Организация и проведение школьного конкурса чтецов к 135-летию писателя Михаила Афанасьевича Булгакова |
Руководитель школьного театра, учитель русского языка и литературы, советники директора по воспитанию |
|
Май 2026 |
Сбор и анализ результатов. Построение планов на следующий учебный год |
Руководитель школьного театра, советники директора по воспитанию |
Предполагаемые конечные результаты
- Учащиеся школы по желанию станут регулярно посещать театральную студию.
- Повысится культурный, творческий, интеллектуальный уровень учащихся.
- Возникнет интерес к такой форме организации досуга, как театр.
- Произойдет глубокая социализация детей, приучение их к работе в коллективе с закреплением общего позитивного результата.
- Произойдет приобщение учащихся к мировой художественной культуре и истории.
- Школьный театр будет являться фундаментом для дальнейшего повышения культурного уровня детей.












