Школьная театральная студия «Мельпомена»
Школьный театр – это особый мир в пространстве образовательного учреждения. Театральная деятельность в школе – путь ребёнка в общечеловеческую культуру, к нравственным ценностям своего народа.
Школа сегодня является одним из крупнейших центров нравственно-интеллектуального воспитания, поэтому возникает необходимость в разнообразии способов организации досуга, стремление сделать их общественно значимыми, что и придает особую актуальность и практическую значимость данному проекту. Средствами художественного творчества в любительском театре решаются задачи повышения общей культуры школьников, происходит знакомство их с литературой и драматургией, музыкой и изобразительным искусством, правилами этикета, обрядами и традициями. В современной педагогике театр все чаще привлекается для решения адаптационных и коммуникационных задач. Детский театральный коллектив рассматривается как развивающая среда, как средство образования, воспитания и психологической коррекции личности ребенка. Дети становятся смелыми и уверенными в себе, могут петь и танцевать, становятся подвижными и активными. Этот момент преодоления себя, своего комплекса, очень важен.
Также театральная деятельность в школе помогает ребенку решить многие проблемы в урочной деятельности. Считаю возможным применять театральное искусство в качестве одного из способов развития познавательной деятельности. Ведь театр способен заинтересовать чтением, развить навыки смыслового чтения. Не стоит забывать, что чтение - это фундамент всех обозначенных в стандарте компетенций.
Методические приемы формирования и оценки смыслового чтения у обучающихся, положенные в основу стратегии смыслового чтения на уроках русского языка и литературы (тренинг) и во внеурочной деятельности (постановка спектакля):
1) работа над текстом (ключевые слова; особенность, необычность ситуации; логические ударения; интонационные членения; подбор синонимов; возможность дополнения текста, возможность развития сюжета; написание сценария и т.п.);
2) голос (работа со звуком, дыханием, речью и голосом, ощущение своего голоса, как «инструмента»);
3) развитие воображения и внимания;
4) показом нескольких контрастных образов (характеров);
5) работа над монологом (или речью), работа над диалогом (с партнером), оценка действия «актера»;
6) погружение в состояние выбранного образа и работа в этом образе; ощущение пространства и времени;
7) выпуск спектакля с участием обучающихся. Приобщение учеников к чтению не заставит себя ждать. Смысловое чтение должно стать основой успешности процесса обучения в школе.
Особенность театрального искусства – массовость, зрелищность – предполагают ряд отличных возможностей как в нравственном, развивающем и эстетическом воспитании детей, так и в организации досуга.
Цель проекта: создание условий для творческого, интеллектуального, духовно – нравственного, культурного развития личности средствами театрального искусства.
Задачи проекта:
- раскрыть индивидуальные творческие способности личности;
- поддерживать стремление к самовыражению, самореализации, самосовершенствованию;
- формировать интеллектуальные, духовно - нравственные и культурные качества, а также адекватную самооценку обучающихся;
- привить любовь к художественной литературе;
- способствовать развитию толерантных отношений.
Механизм реализации проекта:
- Создать творческую группу единомышленников.
- Психолого-педагогическая диагностика.
- Анализ результатов диагностики.
- Обеспечить нормативно-правовое, информационно-методическое, материально-техническое сопровождение деятельности.
- Подобрать необходимый кадровый состав, распределить функциональные обязанности.
- Подобрать театральную труппу.
- Обсудить и выбрать репертуар.
- Организовать репетиции, работу над костюмами, декорациями, реквизитом.
- Для повышения мотивации участников проекта организовать посещения постановок Молодежного Драматического Театра г. Волгодонска и театральной школы «Юность».
- В перспективе организовать мастер-классы артистов и работников Молодежного Драматического Театра, преподавателей театральной школы «Юность» для участников проекта.
- Поставить премьерный спектакль на школьной сцене силами участников проекта.
- Рефлексия.
Кадровое обеспечение проекта
Школьный театр обладает широкой междпредметной направленностью и отличается многопрофильностью деятельности, поэтому при реализации такого рода проекта потребуется участие следующих специалистов:
- директор Волков В.Л.
- заместитель директора Бакланова Е.А.
- учитель английского языка Петрова Т.Е.
- учитель музыки Горская И.А.
- учитель ИЗО Кузина Н.Г.
- учитель технологии Гнездилова Н.В.
- зав.библиотекой Бугаева Л.И.
План-график проведения мероприятий
Подготовительный этап (сентябрь 2021 – ноябрь 2021)
Сроки |
Мероприятия |
Ответственные |
Сентябрь 2021 |
Диагностика среди обучающихся, родителей, педагогов, социального окружения. |
Педагог-организатор |
Сентябрь 2021 |
Анализ результатов диагностики. |
Педагог-организатор |
Октябрь 2021 |
Создание творческой группы единомышленников, определение перспектив работы. |
Зам.директора по ВР, педагог-организатор |
Октябрь 2021 |
Нормативно - правовое, информационно - методическое обеспечение деятельности школьного театра (разработка Положения о школьном театре, программы работы школьного театра, приобретение специальной литературы и др.). |
Зам.директора, педагог-организатор |
Октябрь-ноябрь 2021 |
Набор участников театральной труппы. |
Педагог- организатор |
Ноябрь 2021 |
Определение труппой школьного театра репертуара, содержания театрализованных программ. |
Педагог-организатор |
Основной этап (декабрь 2021 – март 2022)
Сроки |
Мероприятия |
Ответственные |
Декабрь 2021 – март 2022 |
Регулярные репетиции. |
Педагог - организатор |
Декабрь 2021 – март 2022 |
Работа творческих мастерских по изготовлению декораций и костюмов. |
Педагог – организатор; учителя технологии и ИЗО |
Декабрь 2021 – март 2022 |
Подбор музыкального оформления спектаклей. |
Педагог – организатор; учитель музыки |
Декабрь 2021 |
Создание отдельной страницы на школьном сайте с целью отображения деятельности школьного театра. |
Педагог – организатор; администратор школьного сайта |
Декабрь 2021 – март 2022 |
Участие труппы школьного театра в районных конкурах художественной самодеятельности; установление творческих связей с другими театральными коллективами, посещение мастер-классов. |
Педагог – организатор; администрация школы |
Декабрь 2021 – март 2022 |
Освещение деятельности работы театра в СМИ. |
Педагог – организатор; администрация школы |
Декабрь 2021 – март 2022 |
Участие в конкурсах самодеятельности. |
Педагог - организатор |
Заключительный этап (апрель 2022 – июнь 2022)
Сроки |
Мероприятия |
Ответственные |
Апрель-май 2022 |
Постановка премьерного спектакля. |
Педагог – организатор; Педагог – организатор; администрация школы; директор МДТ |
Май 2022 |
Сбор и анализ полученных результатов |
Заместитель директора, педагог-организатор |
Июнь 2022 |
Определение перспектив деятельности, распространение положительного опыта. |
Директор, заместитель директора, директор МДТ, педагог-организатор |
Предполагаемые конечные результаты:
- Учащиеся школы по желанию станут регулярно посещать театральную студию.
- Повысится культурный, творческий, интеллектуальный уровень учащихся.
- Возникнет интерес к такой форме организации досуга, как театр.
- Произойдет глубокая социализация детей, приучение их к работе в коллективе с закреплением общего позитивного результата.
- Произойдет приобщение учащихся к мировой художественной культуре и истории.
- Школьный театр будет являться фундаментом для дальнейшего повышения культурного уровня детей.