27 апреля 2016 года в рамках Единой информационной недели ГИА в школе проведен круглый стол «ГИА без стресса», в работе которого приняли участие учителя – предметники и педагог – психолог.
Понятие «стресс» прочно вошло в нашу жизнь. Традиционно под стрессом понимается состояние психического напряжения, которое возникает у человека в процессе его деятельности, в основном в экстремально сложных условиях. Исследования показывают, что экзаменационный стресс занимает одно из первых мест среди многих причин, вызывающих психическое напряжение у школьников. И для этого существует целый ряд причин:
1.Экзамен — это своеобразная критическая ситуация, которая определяет положение обучающегося в школе и его дальнейшую судьбу.
2.Подготовка к экзамену связана с большим напряжением организма: интенсивная умственная деятельность, повышенная статическая нагрузка, обусловленная длительной вынужденной позой, крайнее ограничение двигательной активности, нарушение режима отдыха и сна, эмоциональные переживания.
3. Школьник и в повседневной жизни нередко испытывает определенный прессинг, психологическое давление со стороны школы и родителей («До конца урока осталось 15 минут, после звонка работы не принимаю!», «Смотри, не подведи нас!» или «Мы в твои годы...»), а в период сдачи экзаменов это давление только усиливается. Стремясь соответствовать ожиданиям взрослых, школьник находится в постоянном опасении оказаться неуспешным.
4. Отсутствие на ЕГЭ и ОГЭ знакомых педагогов, поддержки и привычности ситуации, ощущение одиночества и незащищенности только усиливают стрессовое состояние выпускника, обусловленное самой ситуацией экзамена.
Изменить предэкзаменационную и экзаменационную ситуацию невозможно (уменьшить интенсивность подготовки, изменить процедуру проведения экзамена и пр.), однако возможно воздействовать на самый важный аспект — личность выпускника. Исследования показывают, что в большей части случаев экзаменационный стресс инициируется самим обучающимся, так как именно он приписывает многим факторам экзаменационной ситуации стрессогенный характер. Он реагирует на школьные экзамены в соответствии со своей интерпретацией внешних стимулов. И задача педагогов и родителей помочь ему справиться с переживаниями и научиться контролировать свои эмоции.
В ходе круглого стола заместитель директора по УВР Е.А.Бакланова представила презентацию «Как помочь ребенку справиться со стрессом во время ЕГЭ (памятка для педагога)» и дала практические советы, как подготовить выпускников к сдаче экзаменов. Педагог – психолог О.Н.Пустовая познакомила участников с психологическими приемами снятия напряжения, уменьшения тревожности и профилактики эмоционального профессионального «выгорания». Учителя активно участвовали в психологическом тренинге с приемами фототерапии, цветотерапии и релаксации. В заключении мероприятия Ольга Николаевна пригласила всех, и учителей, и родителей, и выпускников, на индивидуальные консультации и занятия.